Проблемы с восприятием звуков могут проявиться в любом возрасте. Традиционно принято считать, что тугоухость возникает только в старости – на самом деле это происходит не только у пожилых, но и взрослых, детей. Проверка фонематического слуха – процедура, относящаяся к дошкольникам. Ее необходимо проводить, если у ребенка наблюдаются проблемы с речью.
Содержание статьи:
Что такое фонематический слух?
Слуховая функция представляет собой восприятие звуковых раздражителей и ориентацию в пространстве. В медицине выделяется два слуховых типа:
- Физический (или неречевой). Это восприятие шумов, которые поступают от окружающих источников: например, как льется вода, шумит ветер, поют птицы, хлопают двери, играет музыка.
- Фонематический (речевой). Сюда относится восприятие речи – все ее звуки, т.е. фонемы. Если этот тип развит правильно, человек без труда отличит друг от друга слова, похожие по звучанию, но различающиеся в одной букве. «Мышка» и «мишка», «стук» и «стул», «том» и «дом» — смысл каждого из этих слов привязывается к полному набору фонем – мы запоминаем их в раннем детстве, привязывая понятие не только к зрительному образу, но и звучанию слова.
Как понять, что нарушена фонематика?
Это становится видно, когда ребенок научился говорить. Если с фонематикой проблемы, сложности будут проявляться уже на этом этапе – с неразвитой функцией восприятия отдельных речевых звуков малыш не сможет правильно выстраивать предложения, фразы. У него не получится грамотно согласовывать род, число и окончания падежей слов.
Если нарушен фонематический слух, в школьном возрасте это приведет к двум дисфункциям:
- Чтения – дислексии.
- Письма – дисграфии.
Красивая и грамотная речь – это не только нормальная работа артикуляционного аппарата, но и полноценное звуковое восприятие. Для того, чтобы правильно говорить, нужно научиться четко различать речевые звуки. В любом случае с этой проблемой нужно обратиться к специалисту.
Как развивается фонематический слух?
Слуховое речевое развитие начинается с того момента, как малыш появился на свет. Восприятие звуков – музыки, смеха и других громких звуков происходит еще в материнском животике, но слова до рождения кроха пока не различает. Обучение речи происходит сугубо на примере взрослых – ребенок наблюдает за ними – как они артикулируют и говорят, потом начинает повторять.
Этапы развития фонематики:
- До одного месяца. Дитя различает звуки речи.
- Два месяца. Развивается реакция на материнские слова. Если с малышом ласково и спокойно говорить, он сам успокаивается. Важно разговаривать с ним как можно больше – во время кормления с ложечки, одевания, купания, игр. Стараться смотреть ребенку в лицо – чтобы он видел, каким образом мать произносит слова.
- До шести месяцев. Появляется музыкальный слух, узнавание голосов родных людей – не только мамы, начинается подражание звукам.
- До девяти месяцев. Запоминание собственного имени, произношение несложных слогов.
- До года. Ребенок выделяет музыку, которая ему нравится и нет. Четкой становится речевая интонация, ударения, появляются первые слова.
- До трех лет. Ребенок произносит предложения, подражая взрослым и копируя их манеру говорения. Малыш учится петь.
- До пяти лет. Проблему с фонематикой хорошо видно в этом промежутке. Некоторые звуки все еще могут произноситься с трудом, но ребенок обязательно покажет на картинках «мышку» и «мишку», «дом» и «сом» и другие несложные варианты.
Как проверяется фонематический слух?
Нормальное развитие ребенка – естественная цель родителей. Вопрос – когда лучше показать малыша логопеду? Рекомендуется уже в три года. Ярко выраженные проблемы специалист увидит сразу и даст рекомендации. В пять лет консультация необходима при:
- Неправильном произношении определенных звуков.
- Частых ошибок в согласовании падежей.
- Неверном построении несложных предложений.
- Отсутствии понимания в различии слов, различающихся в одной букве.
Процедуры, касающиеся проверки:
- Специалист попросит маму рассказать о беременности, родах, особенностях развития ребенка — когда начал сидеть, ходить, говорить и т.п. Развитие физики и речи тесно связаны.
- Ребеночку будет предложено рассказать:
- что нарисовано на картинках или фото;
- любимую сказку;
- задать вопрос;
- выразить восклицание, удивление, расстройство;
- тихо и громко одно и то же слово.
- Проговорить схожие слоги: «та» — «да», «ка» — «га», «ца» — «ча» и т.п.
- Подобрать слова с определенным звуком – «м», «р», «т», «д» и др.
Картинки – со схожими по произношению словами: «коза» — «коса», «лук» — «люк», «кочка» — «кошка» и т.п. Условие – взрослый называет, малыш показывает. Изображения даются в разных последовательностях, с повторами. Главное – никаких подсказок, даже взглядом. На основании полученных родителям дадут рекомендации – заниматься дома или приходить на тренировки в центр развития.
Где можно решить проблемы со слухом?
Слуховые сложности преодолимы – для этого можно обратиться в Центр восстановительной неврологии «ТиннитусНейро». Мы составим индивидуальную программу реабилитации, при необходимости будет использовано специальное оборудование. Получить подробную информацию можно по телефону или через интернет.